Допрасходы на 2,5 млрд. Глава гильдии ювелиров РФ о маркировке
С 1 января 2021 года в России вводится обязательная маркировка ювелирных изделий. Оборот немаркированного товара будет запрещен с 1 июля. О том, как это повлияет на ювелирный рынок в интервью «Business FM Калининград» рассказал основатель компании «Алмаз-Холдинг», председатель совета Гильдии ювелиров России Флун Гумеров.
В декабре государственная информационная система заработает в тестовом режиме. Маркировка сначала будет добровольной. Планируется, что на бирку каждого ювелирного изделия будет нанесен двухмерный QR-код, который содержит полную информацию о нем.
«Сегодня ведомства проводят консультации, как проследить изделия из драгоценных металлов с минимальными затратами для бизнеса, с учетом интересов государства,, бизнеса и потребителя. <…> Есть желание у государства проследить путь от добычи до потребителя. И мы относимся к этому с пониманием», — сообщил Гумеров.
По его словам, нововведение важно не только для государства, но и для ювелирных компаний, и для покупателя. «Мы надеемся, что это приведет к обелению рынка, уйдут так называемые серые схемы. Программа создаст условия для развития честной конкуренции в отрасли. Если все будут работать в одинаковом правовом поле, от этого будет максимальная польза для потребителя, отрасли и государства. Потому что каждое изделие имеет уникальный идентификационный номер, и любой покупатель может зайти и посмотреть максимальную информацию», — подчеркнул бизнесмен.
Флун Гумеров рассказал, что у представителей ювелирной отрасли есть договоренность с властями о том, что идентификационный номер будет наноситься не только на само изделие, но и на бирку. «Торговле будет проще работать с биркой. Считывающее устройство будет не такое дорогое. Пока лично мне нравится настрой Минфина и федеральной службы найти оптимальный вариант. Нет такого: купите по 250 тысяч считыватель и это ваша головная боль. Ювелирных магазинов по разным оценкам в стране от 10 до 18 тысяч — это 2,5 млрд надо найти отрасли. Регулятор понимает и ищет пути», — говорит эксперт.
Он также отметил, что изначально с введением закона предполагалось, что все остатки в магазинах должны вернуться в пробирные ведомства, где бы на них поставили номер и только после этого отправиться на прилавок. Но это оказалось слишком затратным, и теперь ювелиры ведут переговоры с властями о том, чтобы проводить контроль и учет остатков в магазинах. По словам Гумерова, сегодня государство бесплатно отслеживает нанесения номера на изделие. «Свои плюсы должны быть. Эта система позволит России стать одним из лидеров в мировом обороте. Очень надеюсь, что тут будут не только минусы», — подытожил эксперт.
По словам первого заместителя генерального директора компании «Русские самоцветы» Дмитрия Мазаникова, расходы, которые понесут производители в связи с введением обязательной маркировки ювелирных изделий, обязательно приведут к росту цен и снижению маржинальности компаний. «Основные проблемы – это расходы на автоматизацию и хранение информации об изделии в цифровом виде, которую теперь необходимо обеспечить на всех этапах движения ювелирного изделия в отрасли; расход на постоянную интеграцию данных с контролирующим органом; издержки на перемещение товаров для перебирковки бирками нового образца, рост сроков оборота лома при работе по схеме металл-работа», — объясняет он.